Промышленность (20-е-ЗО-е годы).

В 1925 году в СССР начинает осуществляться программа индустриализации. В мае 1928 года Ульяновская, Самарская, Оренбургская и Пензенская губернии образовали Средне-Волжскую область (с 1929 года - Средне-Волжский край) - большой экономический район, созданный с целью комплексного развития Среднего Поволжья, наиболее эффективного использования всех его ресурсов.

Ульяновская губерния по своей экономической сути была аграрной и еще в дореволюционный период России занимала одно из последних мест по уровню индустриализации. Большинство из имевшихся в губернии предприятий были заняты переработкой сельскохозяйственного сырья (мельницы, винокуренные, пивоваренные, сахарные, крахмально-паточные заводы). Ведущими отраслями промышленности были пищевая, текстильная, деревообрабатывающая, кожевенная, силикатная.

Со времен первой мировой войны в губернии развивается металлообрабатывающая промышленность. Осуществление программы индустриализации в Ульяновском округе началось с реконструкции имевшихся и строительства новых предприятий. В 1930 году состоялся пуск Сенгилеевского цементного завода.

 

В поселке Старый Салаван (ныне Новочеремшанск) был построен химический завод «Дубитель», продукция которого предназначалась для кожевенной, лакокрасочной и других отраслей промышленности.

1 июля 1935 года в Ульяновске начал работу Хлебозавод. По тем временам это было высокомеханизированное предприятие, позволявшее почти без применения ручного труда выпекать 60 тонн хлеба в сутки. До этого времени все государственные пекарни в городе давали в день не более 32 тонн хлеба.

В 1936 году в городе открывается Швейная фабрика (ныне имени М.Горького).

За годы первой пятилетки (1928-32 гг.) была проведена коренная реконструкция машиностроительного завода и завода «Металлист», гостиполитографии, текстильных и суконных фабрик, паровых мельниц. Постепенно увеличивался объем промышленного производства. К 1933 году он был в 2 раза больше по сравнению с 1927 годом.

Но по-прежнему доля промышленного сектора в экономике Ульяновского округа уступала доли сельского хозяйства. Большим препятствием для более быстрого роста ульяновской промышленности была слабая энергетическая база. В решении этой проблемы большую роль предстояло сыграть Куйбышевскому гидроэлектроэнергетическому узлу, строительство которого намечалось третьим пятилетним планом. В 1939-40 годы на этой громадной стройке были проведены подготовительные работы.

Важным событием, способствующим индустриальному развитию Ульяновского края, было превращение Ульяновска в крупный железнодорожный центр. Еще в 1914 году открытие железнодорожного моста через Волгу сделало Симбирск узлом двух железных дорог: Московско-Казанской и Волго-Бугульминской.

В 30-е годы в связи с созданием Урало-Кузбасской металлургической базы ульяновское направление оказалось одним из ведущих, т.к. было самым удобным и коротким для заводов Златоуста, Белорецка, Челябинска. Началось строительство новых железных дорог. Так, из небольшой товарной станции Киндяковка превратилась в узел шести направлений: на Москву, Уфу, Казань, Сызрань, Саратов, Сталинград. В годы первых пятилеток было развернуто строительство автомобильных дорог Ульяновск-Куйбышев-Мелекесс-Сызрань. 1 мая 1925 года состоялось открытие моста через Свиягу.

К определенным успехам индустриализации в Ульяновском крае можно отнести очевидные достижения в области авиации и радио. Первый самолет прилетел в Ульяновск из Царицына в 1924 году Совершая агитационный перелет, он установил и своеобразный рекорд для того времени: расстояние в 1.023 версты покрыл за 7 часов. В течение недели под общее ликование самолет «катал» пассажиров над городом. Именно этот первый воздушный гость способствовал активному росту интереса к авиации и зарождению в губернии движения друзей воздушного флота. В том же 1924 году жители губернии провели сбор средств на постройку отечественного самолета «Земляк Ильича», который занял достойное место в первой советской эскадрильи. С 1925 года начались работы по оборудованию аэродрома.

В 1925 году в Ульяновске в естественно-историческом музее появился первый радиоприемник. К концу 1926 года в городе имелось уже 26 радиоустановок и своя передаточная станция, что позволяло осуществлять прием городов Поволжья, а также московских, ленинградских и даже немецких радиостанций.

 Масштабность задач индустриализации и крайняя ограниченность материальных и финансовых средств заставляли жестоко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Эти же обстоятельства диктовали тактику индустриального рывка, нашедшего свое воплощение в призыве: «Пятилетку - в 4 года!». В Ульяновской области с 1930 года начинается движение за досрочное выполнение плана, а также движение новаторов и изобретателей. Они вносили изменения в конструкции станков, технологические процессы, что улучшало качество продукции, увеличивало производительность труда. Например, рабочий суконной фабрики имени Гимова Ф.Г. Трыханов внес более 10 рационализаторских предложений по улучшению ткацкого станка, что дало огромную экономию фабрике и облегчило труд прядильщиц. В 1934 году связисты Ульяновска усовершенствовали систему передачи и обработки телеграмм. В результате все операции были сведены до 50 минут вместо 110 минут прежних, повысилось качество связи.

Социалистическое соревнование и ударничество были основными методами работы. Почти на каждом предприятии существовали свои бригады и даже целые цеха ударников производства. В 1935 году в Ульяновске и области появились свои «стахановцы» - участники массового движения за перевыполнение норм труда. На ткацких фабриках большой популярностью пользовались бригады «парных ткачей» из работниц, обслуживающих одновременно два станка. Затем этот почин перерос в движение ткачих-многостаночниц. Работница Мулловской суконной фабрики Н.Г.Ильина одной из первых стала одновременно работать на четырех станках. Для удобства они были помещены ближе друг к другу, на них установили автовыключатели, которые останавливали движение полотна при обрыве нити. Теперь сменную норму 26 м. ткани на станок - ткачихи перекрывали в 4-5 раз. На заводе имени Володарского машинист-термист М.И. Барышев работал на четырех печах, которые раньше обслуживали двое. Массовое ударничество, с одной стороны, принесло свои положительные плоды. В середине июля 1930 года ульяновская газета «Пролетарский путь» сообщала: «Соревнование на заводе «Металлист» за 2 месяца увеличило выработку на 20%, расход топлива сокращен на 42%, снижен брак на 82%, затраты уменьшились на 40%". С другой стороны, именно это явление привело к повышению норм выработки в промышленности на 15-20%, продолжительности рабочего дня, существенной разнице в зарплате между рабочим и рабочим-ударником.

Трудовые достижения первых пятилеток были омрачены ухудшением продовольственного снабжения. С апреля 1929 года по январь 1935 года в стране, и соответственно в Ульяновском округе, существовали карточки на продовольственные и промышленные товары. Не были улучшены жилищные условия. В целях укрепления трудовой дисциплины на предприятиях были введены трудовые книжки.

 

Бесплатный хостинг uCoz