НАКАНУНЕ ВОЙНЫ. Это был небольшой провинциальный город, население которого на 1 января 1941 года насчитывало 110 тысяч человек. В 1928 году статус города был понижен - из административного центра, каким он был с 1798 года, он превратился в город областного подчинения с центром в городе Куйбышеве. Ульяновск был одним из немногих городов, который в годы первых советских пятилеток практически не знал экономического развития. Одной их основных причин этого было отсутствие энергетической базы. Единственная электростанция, построенная в 1913 году, вырабатывала около 25 тысяч кВт.ч. В городе не было крупных промышленных предприятий, исключение составлял патронный завод имени Володарского, прибывший сюда из Петрограда еще в годы первой мировой войны. Кроме этого, в городе работали мелкие предприятия, преимущественно местного значения - завод автогаражного оборудования «Металлист», кирпичный завод, мебельная фабрика, прядильная фабрика, швейная фабрика №5, швейный комбинат имени Ворошилова, пивзавод, плодовинзавод, завод фруктовых вин, хлебозавод и шесть хлебопекарен, гормолзавод, мясокомбинат, горпромкомбинат и 18 артелей. Вопрос о серьезном развитии города был поставлен лишь в 1939 году в связи с решениями XVIII съезда ВКП(б) о строительстве Куйбышевского гидроузла. Также планировалось разместить в основных транспортных центрах Поволжья предприятия-дублеры по основным отраслям промышленности. В 1939-1940 годах началось строительство трех заводов Наркомата авиационной промышленности, завода крупнотокарных станков Наркомата тяжелого машиностроения и завода реле и автоматики («Электроаппарат») Наркомата электротехнической промышленности. Для их строительства были созданы специальные строительные организации, самыми крупными из которых были Особая строительно-монтажная часть №18 и «Ульяновскстанкострой». Таким образом, в последние предвоенные годы здесь велось бурное строительство, а население города за этот период увеличилось почти на 20 тысяч человек. К началу войны ни один из цехов сооружаемых заводов не был завершен, но сделанное в целом явилось базой для размещения эвакуированных предприятий. Следует также иметь в виду, что до войны в городе практически не велось жилищное строительство. Более чем за двадцать предшествующих войне лет было построено всего несколько многоквартирных домов для рабочих завода имени Володарского в Заволжье и по улице Л.Толстого. Основным местом проживания ульяновцев были частновладельческие и жактовские дома, коммунальные квартиры. Город обслуживал водопровод, сеть которого сложилась до 1917 года, и электростанция. Только в 1928 году появилась канализационная сеть, но она охватывала лишь незначительную центральную часть города. Городская телефонная станция обслуживала 900 абонентов, в городе насчитывалось 3,5 тысячи радиотрансляционных точек. Практически не было общественного транспорта, имелся лишь один автобусный маршрут (центр железнодорожный вокзал), который обслуживали 4 автобуса. Четыре такси и 30 извозчиков обслуживали индивидуальные заказы горожан, связь с Заволжским районом осуществлялась местным поездом (в просторечии «Патронник»), в летнее время паромом и пароходиком «Ульяновск». В городе работали 3 больницы, 20 поликлиник, медпунктов и амбулаторий, 4 аптеки, 4 бани на 180 мест, 4 детских сада, 10 яслей, 23 магазина, 8 столовых, 1 ресторан и гостиница. Также было 35 начальных, неполных средних и средних школ с числом учащихся более 10 тысяч человек и 7 детских домов. Достаточно развитой была сеть средних специальных и высших учебных заведений. В 1938 году в городе было два вуза педагогический и учительский, 3 педучилища (русское, татарское и чувашское), 12 техникумов механический, библиотечный, ветеринарный, дорожно-механический, НКВД, сельскохозяйственный, строительный, фармацевтическая и фельдшерско-акушерская школы, школа кулинарного и торгового ученичества, в которых обучалось 5,6 тысячи человек. Кроме этого, в городе было 4 военных училища и авиашкола. Огромным успехом у ульяновцев пользовалась труппа городского драматического театра. К услугам горожан были известные вам кинотеатры «Художественный», «Пионер», «Звезда» и другие, городские парки культуры и отдыха им. Свердлова и 1-го Мая, летний цирк, библиотеки, краеведческий и художественный музеи, дом-музей В.И. Ленина, а также клубы, дома культуры и стадионы. Издавались газеты: городская «Пролетарский путь» районная «Путь Ленина» и заводская «Володарец». Старинная архитектура и планировка, красоты естественных волжских берегов, прекрасные сады и парки все это создавало особый колорит этого небольшого, но чрезвычайно уютного города.
|
|
|